Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/httpd/vhosts/folkler.ru/httpdocs/textpattern/lib/txplib_db.php on line 14 Фольклор: Морена, Мара

Морена, Мара       .: Славяне     Сказки и легенды :.

Морана, Мара

В славянской низшей мифологии – призрак, видение; дух в облике женщины, Смерть.

Мара – одно из самых древних, таинственных и “смутных” существ в поверьях русских крестьян. Мара – дух в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в черное и рвань, а также космата.

Мара шьет и прядет в лунные ночи, но делает это не к добру. Она рвет и путает кудель и пряжу хозяек, которые оставили все это без благословения.

Сходные названия имеют и подобные существа у других индоевропейский народов, и в частности у славян. Мара украинцев – призрак, привидение, злой дух. Мора сербов – домовой, mora, zmora поляков – кошмар.

Мара русских поверий не столько воплощенный ночной кошмар, сколько воплощенная судьба, божество-пряха, ведающая перемены в судьбах обитателей дома, а также губительный для детей призрак. Мара как призрак появляется часто в доме, но не только. Это “злой дух, присутствующий везде”, “злое существо, воплощающее смерть”. Слово “Мара” означает “туман, мгла, марево”. В этом мара схожа с Белой Женщиной – повсеместно означающей смерть и предвещающей несчастья.

Мара это и полудница – красивая девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов.

Мареной называли чучело (куклу, дерево, ветку), сжигаемое, разрываемое или потопляемое во время праздников проводов зимы, а также в ночь на Иванов день. Такая фигура могла воплощать уходящий отрезок времени – зиму (смерть), весну – или божество, связанное с плодородием, растительностью, соотносимое также с русалками и ведьмами. Древние авторы, говорящие о божествах славян, упоминали о Морене как Богине вроде Гекаты и Деметры (одновременно, смерть и плодородие).

Образ мары в русских повериях в соответствии и со значением ее – призрачен. Остались только отрывки каких-то испостасей. Это туман и марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время – в полдень дня или года, в полночь дня или года. Переломы года таким образом сочетаются и с переломами судьбы человеческой.

Проведено много исследований на тему трактовки общеиндоевропейского корня mr, связанного с санскритским – mrtis, латинским – mors, русским съ-мьрть. Полагают, что в образе Мары отразился древний архетип, связанный с морем и смертью. В образе Мары действительно видят сочетание рождения, плодородия и смерти.

Объединяют также Мару-Вселенную, Мару-Судьбу, Мару-Женщину и Мару-Дерево. Полагая, что в мифологическом мышлении судьба, доля человека может представлять собой “долю”, часть вселенной (подобною ему) и быть отдельным существом (двойником, огнем, растением).

Мара также – смерть, море, мрак, мир; душа и доля, источник и конец бытия; существо, наделенное универсальной властью, особенным образом влияющее на судьбы людей.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.
Выберите социальную сеть: