Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/httpd/vhosts/folkler.ru/httpdocs/textpattern/lib/txplib_db.php on line 14 Фольклор: Баба-Яга в славянской мифологии

Баба-Яга в славянской мифологии       .: Славяне     Сказки и легенды :.

Баба-яга

Баба – Яга известна по русским народным сказкам, как старуха-ведьма, живущая в темном лесу в избушке на курьих ножках (курятина была традиционным поминальным блюдом у восточных славян), окруженной забором из шестов с человечьими черепами или человеческих костей.

Внешне Баба-Яга выглядит как безобразная старуха: у нее длинные груди и нос, костяная, высохшая нога. Для тех, кто сам добирается до ее жилища, она становится проводником в иной мир, или мир мертвых. Она испытывает таких героев и помогает тем, кто выдерживает испытание (или хотя бы готов его выполнить).

Как жительница или страж иного мира, мира мертвых, Баба – Яга сама похищает людей (особенно детей) и питается их мясом. По представлениям белорусов Смерть передает души усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. Баба-Яга, по некоторым представлениям, и подвластные ей ведьмы могут питаться душами покойников и оттого становятся такими же легкими, как сами эти души.

Баба-Яга оказывается и “главной ведьмой” (и в этом качестве дублируется, имеет сестер, повелевающих силам природы и циклами смены дня и ночи). Она летает на железной ступе и когда колотит по ступе пестом. то случается гром и гроза. Баба-Яга связана с братьями – Ветрами, которыми повелевает. Так ее представляют как древнее женское грозовое божество. Это ее ипостась Яги-воительницы, и много позже принятия христианства, появляющаяся в сказках.

Следы за собой Баба-Яга заметает метлой, уже как все ведьмы. Она также связана с печью, самым главным предметом женской домашней магии в деревне (а в до-петровской Руси и в городе). Баба-Яга также пряха; она прядет нити, ткет холсты и гоняется иногда за своими жертвами с железным гребнем. Пряжа ее – знак власти над судьбами людей. Она дает герою сказки клубок волшебной нити, который приводит его туда, куда судьба велит. Как ведьме, Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи.

Полагают, что образ Яги – похитительницы людей как-то связан с древними инициациями. Однако быть в этом точно уверенными – нельзя. Похоже, исследователям хотелось скорее себя утешить чем-то, встречаясь в сказках с такой фигурой – то приветливой людоедки, то сварливой помощницы. Безусловно, Баба-Яга могла быть особенной фигурой в посвящении (или самопосвящении) славянских ведьм времен христианства. Кем именно она была в языческие времена доподлинно неизвестно.

Баба-Яга преставляет собой ипостась Старухи, из иногда принятого сейчас разделения женских божеств на Деву, Мать и Старуху. При этом, реально доживавших до возраста старух (то есть, хотя бы перешедшим грань климакса) в древние времена женщин было не так много и они по полному праву могли оказаться – или стать – колдуньями. Однако, вряд ли “бытию грозной Старухой” Баба-Яга как божество учила всех женщин достигших какого бы то ни было возраста. Однако она вполне могла быть “помощницей” обычных людей, как мужчин, так и женщин и покровительницей колдунов и ведьм, действительно связанной с колдовскими инициациями.

Бабу-Ягу исследователи связывают со образом змеи. К этому относят ее “одноногость” (вторая нога есть, но высохшая) и то, что она не ходит, а летает по небу, как “змей небесный”. О.А. Черепанова даже предполагает, что так как общерусское слово “змея” не является исконным названием этого существа, а возникло в результате табуирования истинного названия змеи и связано скорее со словом “земля”, по которой змеи и ползают, то значальным именем змеи было “яга”.

В быличках и бывальшинах, а также поверий 19-20 вв. Баба-Яга существо не сказочное, а мифически-реальное. Она живет с дочерью Маринкой (известные легенды и былины о ведьме-Маринке, соблазнявшей Добрыню и др.) на болоте, в лесу, то есть в малодоступном месте. Они живут в доме на куриных ножках или на веретенной пятке. Одежда на Бабе-Яге белая или такая “как на ели кожа”. На голове – повойник. В доме она прядет. Вне дома она быстро бегает, помогая себе помелом. Ягой-бабой, егибовой, егибицей называли в некоторых районах России в 19 веке именовали колдуний.

Баба-Яга, как грозовое божество, связана скорее с ветром. гнущим деревья к земле и грохотом. Она никак не связана с плодородием земли. Ведь для леса гроза это ветер, грохот и молнии, иногда попадающие и сжигающие деревья.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.
Выберите социальную сеть: