Сказки и легенды

Нибелунги

Сказки – один из старейших жанров фольклора. Каждого, кто знакомится с ними, прежде всего привлекают не отзвуки седой старины, а безбрежный мир фантазии, остроумие, отточенность и красота формы.

Сказка утверждает мир справедливых отношений. Может показаться, что некоторые повествования излишке жестоки: в одном случае домашние животные убивают лесных, в другом героиня, которой мы полностью отдаем свои симпатии, умалчивает об опасности, ожидающей её сводную сестру на лесной заимке.

Добро одерживает верх над злом. Это ради добра и справедливости сказка решается на жестокость. Притом по своей жанровой специфике сказка поддерживает в нас сознание того, что содержание её – всё-таки вымысел. Нужно помнить к тому же: сказки вынесены из крестьянской среды, где дети видят, что животных выращивают для пропитания и удовлетворения других нужд людей, и где это воспринимается не в ущерб представлениям о человечности.

Сюжеты сказок очень древние, но до нашего времени они дошли не как реликвия, а как необходимые в современной жизни ценности, имеющие не только эстетическое, но и так сказать, практическое значение. В повседневной действительности возникают десятки случаев, когда сказки помогают определить сущность человеческого поступка, разобраться в конфликтной ситуации, дать точную и меткую оценку тому или другому явлению. Особенно часто таким образом используются социально-бытовые сказки.

В фольклоре действует вечный закон: как только какой-то нравственной норме, нравственному понятию или представлению угрожает опасность, сразу активизируется фольклорная традиция. Не случайно старики ворчат по поводу недостатков социального и морального характера, сравнивают настоящее с прошлым, подчеркивая, что в прошлом было лучше. Этим самым они, иногда преувеличивая достоинства прошлого, сохраняют представление об идеальном или нормальном положении вещей, заостряют наше внимание на возможности нравственных утрат, тревожат общественное сознание. Так возникают устные рассказы, предупреждающие общество обо всем, что в нем появляется нездорового, ненормального, и создающие, как правило, параллельно варианты положительных, образцовых ситуаций.

<--- Предыдущая страница