Сказки – один из старейших жанров фольклора. Каждого, кто знакомится с ними, прежде всего привлекают не отзвуки седой старины, а безбрежный мир фантазии, остроумие, отточенность и красота формы.
Сказка утверждает мир справедливых отношений. Может показаться, что некоторые повествования излишке жестоки: в одном случае домашние животные убивают лесных, в другом героиня, которой мы полностью отдаем свои симпатии, умалчивает об опасности, ожидающей её сводную сестру на лесной заимке.
Добро одерживает верх над злом. Это ради добра и справедливости сказка решается на жестокость. Притом по своей жанровой специфике сказка поддерживает в нас сознание того, что содержание её – всё-таки вымысел. Нужно помнить к тому же: сказки вынесены из крестьянской среды, где дети видят, что животных выращивают для пропитания и удовлетворения других нужд людей, и где это воспринимается не в ущерб представлениям о человечности.
Сюжеты сказок очень древние, но до нашего времени они дошли не как реликвия, а как необходимые в современной жизни ценности, имеющие не только эстетическое, но и так сказать, практическое значение. В повседневной действительности возникают десятки случаев, когда сказки помогают определить сущность человеческого поступка, разобраться в конфликтной ситуации, дать точную и меткую оценку тому или другому явлению. Особенно часто таким образом используются социально-бытовые сказки.
В фольклоре действует вечный закон: как только какой-то нравственной норме, нравственному понятию или представлению угрожает опасность, сразу активизируется фольклорная традиция. Не случайно старики ворчат по поводу недостатков социального и морального характера, сравнивают настоящее с прошлым, подчеркивая, что в прошлом было лучше. Этим самым они, иногда преувеличивая достоинства прошлого, сохраняют представление об идеальном или нормальном положении вещей, заостряют наше внимание на возможности нравственных утрат, тревожат общественное сознание. Так возникают устные рассказы, предупреждающие общество обо всем, что в нем появляется нездорового, ненормального, и создающие, как правило, параллельно варианты положительных, образцовых ситуаций.
На тибетском языке существует также много сборников Изящных изречений , которые, в отличие от наставлений, по содержанию не относятся к чисто религиозным и больше похожи на пословицы. Одним из самых известных собраний является Драгоценная сокровищница изящных изречений ( Субхашита Рат-на Нидхи ), приписываемая великому ламе Саскья, именуемому также Саскья Пандита, которого китайский император Хубилай Хан признал в 1270 г. главой ламаистской церкви. Венгерский ученый Александр Чома де Кёрёш, который перевел эти изречения, указывает полное монашеское имя этого тибетского папы – Ананда Дваджа Шри Бхадра. Драгоценная сокровищница , вероятно, была написана, когда ее знаменитый автор был монахом и жил в монастыре Саскья в провинции Цанг (Центральный Тибет).
Некоторые из этих изящных изречений, переведенных Чома де Кёрёшом, отредактированы нами и опубликованы здесь, чтобы их можно было сравнить с наставлениями Драгоценных четок :
Чернобог (черный Змей, Кощей) – Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог.
Враждебную олицетворяет Чернобог.
Иностранные хронисты считали Триглава одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и Святовит (Свентовит). В «Бояновом гимне» повествуется:
Все народы знают самого первого бога — это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много.
В «Книге Велеса» записано: «Бог — един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».
Все, что существует, — лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще — до Вышня. Другой арийский народ, индийцы, называли бога – Вишну.
Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын — Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.
Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это — Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Народ гуцулов, карпатских горцев, весну называет ярью, а у костромичей яр — жар и пыль. Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица — поле пшеницы. Словом, все в это время предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным.
В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних животных. Возможно, этот монах плохо знал дохристианскую мифологию Руси или постарался приуменьшить значение сына Рода, брата Сварога.
Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье.
Мать Сыра Земля – важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен.
Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей. И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни.
Для лучших произведений, созданных в жанре волшебной фантастики, фэнтези, главное — человеческая сущность. В ходе повествования читателю открывается не только «внешнее» — вселенная, в котором обитают герои, но и их внутренний мир — особенности характеров персонажей, их развитие и изменение, межличностные отношения.
В Северном Уэльсе есть гора под названием Кейдр Идрис – вершина гигантского Идриса, расположенного у самых звезд. Хотя достаточно приятно подниматься на торфяники в форме подстриженных барашков и скалистые россыпи, легенда гласит, что если провести там ночь, или умрешь, или сойдешь с ума, или станешь поэтом.
Для Кейдра это одна из тех священных гор, холмов и могильников, которая может привести путешественника в места, откуда он, будучи недостаточно подготовленным, не вернется.
Великий Мерлин, наверное, именно та фигура, с которой списаны портреты всех могущественных чародеев средневековья. От рождения и до смерти жизнь его сплошь состоит из тайн и чудесных событий.