Индия является сокровищницей различных искусств, начиная от живописи, процветающей с давних пор и заканчивая динамичными ремесленными традициями.
В искусстве индийцы искали духовное удовлетворение: своими рисунками они украшали не только пещеры и храмы, но даже крыши и дворы домов. Некоторые виды искусства носили сакральный характер, ими занимались со смирением. Художники верили, что с тех пор как искусство служит особой цели общения с божественным, им не нужно было подписывать свои работы.
С незапамятных времен искусства и ремесла Индии бередят воображение людей всего мира. Искусство каждого штата Индии имеет свое лицо, что определяется историческими веяниями, традиционным мастерством и сырьем. Индия – страна, знаменитая своим мастерством в живописи, искусных вышивках, великолепных каменных, металлических и деревянных скульптурах, а также уникальных резных храмах и изысканных украшениях.
Первая живопись была обнаружены на горшках цивилизации долины Инда, относящихся к 3 веку до н.э. Пещерная живопись Аджанты и Эллоры датируется периодом с 1 по 5 века н.э., которая наряду с настенной живописью храма Брахадисвара в Танджавуре, начиная с 1 века н.э., и искусством каламкари храма Видхарба в Лепакши, свидетельствует о совершенной технике и стилях, существовавших в то время.
До наших дней сохранились древние фрески в пещерах Аджанты, Багха, Бадами, Эллоры, храмах Кайласнатх, Талагирисвара, Брахадисвара и Вирупасака. Самыми известными являются пещеры Аджанты, выдолбленные в вулканической скале на Декканском плато. Пещерная живопись выполнена художниками, которых нанимали буддистские монахи. Так, каменные стены были превращены в иллюстрированные книги о жизни и учениях Будды, на которых изображены костюмы, орнаменты и стили придворной жизни тех времен. Расположенные рядом с древними торговыми маршрутами, пещеры привлекали торговцев и паломников, которые становились проводниками этого искусства в Китай и Японию.
Индийская живопись многолика. Большая ее часть замечательна своей сложной композицией, детали прописаны со всей скрупулезностью и четкостью. Различные техники использовались в самых изысканных дизайнах и работах. Цвета яркие и насыщенные, а сюжеты варьируют от портретов и событий придворной жизни до изображений бесчисленных богов и богинь.
Техника живописи по стеклу относится к 16 веку – времени правления махараджей в Танджоре. Танджавур или современный Танджор, расположенный в штате Тамилнад, известен своим особым стилем украшения картин, выполненных на стекле, доске или куске фанеры, покрытом тканью и известью. Нужные изображения обводятся, затем при помощи смеси из древесных опилок и клея на изображение наклеиваются полудрагоценные камни, тонкая золотая пластинка и позолоченный металл. Мастерство ремесленника заключатся в том, чтобы сбалансировать эффект, создаваемый камнями. В основном, изображают Кришну в разных позах.
В технике живописи каламкари при помощи обожженных веточек дерева тамаринд, обмакнутых в патоке и железных опилках, создаются контуры. Растительные краски глубоких оттенков используются в изображении эпических сцен. Краска наносится несколько раз, в результате достигается мягкий, но великолепный эффект. Картины в стиле каламкари создаются на мифологические сюжеты, размеры персонажей на них больше реальных. Благодаря великому многообразию выражений ни одна картина не похожа на другую.
Художники стиля пата читра относятся к семье храма Джаганнатх, расположенного в Пури. В этой традиции ткань, хлопок или туссар покрывают смесью из мела, семени тамаринда, смолы, придавая поверхности отделку, похожую по текстуре на кожу. Эта же смесь используется на пальмовых листьях. Рисунки на свитках или пергаменте, вероятно, представляют собой одну из древнейших традиций в живописи. Сюжетами здесь служат рассказы о божествах и чудесах; характерны отчетливость линий и яркость красок. Этим искусством также занимаются и некоторые семьи в Варангале.
Детали выписаны настолько скрупулезно, что подчас они не заметны невооруженному глазу.
В стиле пхад работают мастера из семьи художников Бхилвара, Раджастхан. Сюжетами обычно становятся исторические рассказы о раджпутских вождях, изображаемые на длинных кусках ткани. Сначала создается контур картины, а затем наносятся краски.
Живопись на слоновой кости включает чрезвычайно тонкую работу кисточкой с использованием каменных красок. Сначала слоновую кость обрабатывают и полируют. Изображение (обычно могольского императора) обводят, а затем раскрашивают. Однако, в наше время действует запрет на слоновую кость, и поэтому применяется верблюжья.
Живопись мадхубани характерна для Бихара. Первоначально картины в этом стиле изображались на стенах, сегодня же их рисуют на изготовляемой вручную бумаге или ткани. Художник проводит прямые линии, а затем наполняет изображения яркими и сочными красками.
Живопись тханка, характерная для столицы Ладакха Лех, посвящена Будде и ритуальному поклонению. Доминирующими в ней являются изображения драконов. Создаваемые на шелке тханка широко используются в качестве декоративного украшения стен жилищ благодаря своей великолепной цветовой гамме.
В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Это искусство сохранилось до сих пор, однако, в основном, работы не отличаются былой утонченностью, в огромных количествах они продаются на обочинах дорог, где охотно раскупаются туристами. Искусство миниатюры существовало в разных формах в Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Гуджарате, Химачал Прадеше, Мадхья Прадеше и Раджастхане. Основными темами изображений служили буддистские божества, джайнские сказания, сцены из “Рамаяны” и “Махабхараты”. На миниатюрах в изобилии встречаются насыщенные и яркие изображения флоры и фауны, людей в выписанных и красочных тюрбанах и одежде.
Понравилась статья? Расскажи о ней на: