Использование металлов означало понимание человеком бренности своего тела и его врожденное желание оставить для потомства свои творения, которые останутся нетленны во времени. Божества изготавливались как путем сплошной, так и пустотелой отливки.
В некоторых древних книгах, шастрах, описаны пропорции, позволявшие ремесленникам создавать изящные, приятные глазу изваяния. Фигурки божеств украшали сверкающими драгоценными камнями и даже молитвенными атрибутами, использовавшимися в храмах и домах.
Повсюду в Индии, на улицах и в храмах, можно видеть идолов и статуи. Для страны, где так развито идолопоклонство, было естественным довести искусство ваяния до столь высокого уровня. Работы по меди княжества Джайпур, черные стилизованные вазы и урны из Пембартхи, полированные медные зеркала Аранмула сегодня являются “учебниками” по дизайну. Металлические и бронзовые скульптуры Южной Индии сохранились до сих пор еще со времен Чолов, правивших более тысячелетия назад.
Во всех деревнях и городах кузнецы находятся в тесном контакте с социальной средой, среди производимой ими продукции – посуда для приготовления пищи, печи, а также кухонные аксессуары: лопаточки, ножи и молотки. В Индии есть как обычные кузнецы, которые удовлетворяют нуждам сельскохозяйственных общин, так и изощренные общины кузнецов каммалар, утверждающих, будто они являются потомками Вишвакармы.
Буддистская община кузнецов Ладакха выполняет наиболее примечательную работу по меди, производя кухонные печи тхап чабрик с украшающими их буддистскими орнаментами. Искусные кузнецы также изготавливают сложные замки, в которых количество защелок может достигать двенадцати, к ним прилагаются ключи с великолепными орнаментами. На изготовлении замков специализируются мастера Аджмера, Алигарха и Мирута.
Качественные изделия из серебра, латуни и меди производятся в Чиллинге, Ладакх: это медные ковшики и орнаментальные чайники, дизайн которых вдохновлен 12 веком. Медные сосуды также производятся в Кашмирской долине. Медные самовары, декоративные стаканы и кувшины для воды не просто практичны, но и являются данью красоте.
Латунь, впервые полученная в Индии путем плавления цинка и меди более двух тысячелетий назад, широко используется в Морадабаде, штат Уттар Прадеш, – крупнейшем центре латунных гравюр, создаваемых вручную.
Гравировка – самый утонченный из всех видов работ по металлу. Различные стили гравировки включают джапани, мехрани, чикан и бидри. Гравюры покрываются лаками различных цветов: глубоким красным, желтым, черным и голубым. Великолепными декоративными металлическими изделиями являются тарелки, чашки, пепельницы из полированной меди.
Гуджаратская община кансара производит огромное количество изделий из латуни, община катхи изготавливает сундуки для различных целей. Огромный дхабло или катордан – круглый комод на трех толстых ножках и с выпукло-вогнутой верхней частью, которую венчает коробочка меньшего размера и большое медное кольцо наверху, – используется для хранения приданого, зерна, а в былые времена – драгоценных камней. Во времена сражений или стычек комод обвязывали толстой веревкой, которую протягивали через кольца, затем его опускали в колодец, чтобы спрятать драгоценности. Другие хозяйственные вещи, изготавливаемые кузнецами, это щипцы для орехов с изображениями цветов и животных, сосуды для краски для век, скребки для ног с колокольчиками.
Колокольная бронза – сплав из меди и олова – широко используется в Керале в литье кулинарных сосудов. Здесь также изготавливаются великолепные храмовые лампадки высотой до полутора метров с круглыми впадинами для масла.
В изысканных работах в стиле бидри, выполняемых в городах Бидар и Хайдерабад, латунь инкрустируется в сплав серебра и меди и чернится путем окунания изделия в медно-сульфатный раствор. Это искусство пришло в Индию из Ирака 900 лет назад и сохранилось по сей день. Благодаря гибкости народного стиля появилось огромное количество инвентаря для охоты, рыбалки, не считая ламп, орнаментов и игрушек, в особенности, в Западной Бенгалии, Ориссе и Бихаре. В их простоте проявляется уникальное видение природы сквозь призму старых как век процессов работы по металлу.
Индийские изделия из бронзы не поддаются тлену времени, они выглядят такими же, как должно быть и много веков назад сразу после выхода из-под рук скульптора. Эти изделия много говорят об этом виде искусства, возникшем очень давно и сохранившемся до сих пор в истории индийской традиции.
Самое раннее упоминание о бронзе обнаружено в эпической поэме “Матсья Пурана”. Находки на развалинах Мохенджодаро и открытие фигурки танцующей девочки показали, что скульптура наряду с металлическими сплавами была прекрасно известна людям той эпохи.
Понравилась статья? Расскажи о ней на: