Резьба по камню       .: Индусы     Ремесло :.

Скульптура Индии

Искусство резьбы по камню возникло в Индии немного позже резьбы по дереву. Притягательность камня поистине вечна. Этому искусству оказывали покровительство и индусские, и мусульманские правители Индии. В Уттар Прадеше оно достигло художественных вершин во время могольского правления, когда был построен Тадж Махал.

О власти мастеров над камнем лучше всего говорят архитектурные и скульптурные произведения храмов Каджурахо. Сложные резные каменные изваяния Санчи – одни из самых прекрасных в мире. Бодх Гая – место паломничества буддистов – также имеет древнюю традицию резьбы по камню.

Ничто лучше всего не выражает характер Варанаси и Агры, чем их каменные произведения. Сложные архитектурные шедевры, великолепные изваяния – все это эксклюзивные произведения искусства. На протяжении ряда веков Матхура и Варанаси находились в центре цивилизации.

В 3 веке до н.э. двор царя Ашоки дал мощный импульс развитию искусства резьбы по камню. Ступы и пещерные храмы того периода, возможно, являются самыми ранними из сохранившихся каменных построек. Красный песчаник Чунара щедро использовался в создании каменных скульптур, относящихся к периоду правления династии Маурьев и обнаруженных при раскопках в районах Матхуры и Агры.

Древние резчики руководствовались правилами ваяния, прописанными в древнем трактате “Шильпашастра”. Изваяние главного божества создавалось мастерами, обладавшими знаниями о свойствах различных камней, их текстуре и правильных пропорциях.

Ваяние божественного идола считалось культовым актом и имело значение сакрального ритуала. Каменные храмы возводятся даже сегодня, и тамилнадские стхапатхи, гуджаратские и раджастханские сомарипура пользуются спросом по всей стране.

Агра знаменита своими работами по мрамору. Здесь изготавливаются многие изделия: решетчатые окна, рамки для зеркал, консоли, ниши, орнаментальные отделки в виде подвесок. Ремесленники славятся своим мастерством инкрустации. В Раджастхане сохранилась богатая традиция резьбы по камню даже в обычных домах. Дверные рамы обычно изготавливают из красного камня. Каменные, решетчатые окна украшаются резьбой, и даже опорная рама для ткацкого станка высекается из резного камня. Джайпур является одним из важнейших центров, где многочисленная община резчиков по камню занимается изготовлением статуй божеств из мрамора.

В Ориссе мягкий камень используется для вырезания небольших сувенирных изделий, предназначенных для продажи туристам. В Махабалипураме, Тамилнад, выполняется резьба по твердому граниту. Здесь также есть школа для обучения ремесленников-стхапатхи правилам “Шильпашастры”. В Деванахалли, деревне в районе Майсора, штат Карнатака, создаются рельефные фигуры на черном камне, отличающиеся экспрессивностью движений и выразительными позами. Дурги в Андхра Прадеше – это еще один центр резьбы по камню, здесь создаются огромные каменные изваяния священного быка нанди и местных божеств.

Резьба по слоновой кости – одно из древнейших искусств Индии. Слоновая кость является ценным материалом и очень трудным для резьбы. Важными центрами резьбы по слоновой кости были Тривандрум в Керале, Майсор и Бангалор в Карнатаке, Джайпур и Джодхпур в Раджастхане, Варанаси в Уттар Прадеше, Дели, Амритсар в Пенджабе, Бенрампур в Западной Бенгалии и Ганджам и Пури в Ориссе. В последнее время это искусство исчезает, так как индийское правительство наложило запрет на охоту на слонов и резьбу по слоновой кости. Поэтому резчики вынуждены обращаться в сторону других искусств, в частности, к резьбе по кости. Обычно этим ремеслом занимаются племена. Гималайские племена практикуют это ремесло для изготовления ритуальных предметов. Ваяние фигурок животных из кости характерно для Ориссы.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.
Выберите социальную сеть: