Путешествие по Индии может стать настоящим приключением в мире моды. В каждом регионе представлено огромное разнообразие традиционных нарядов.
Цвета и узоры уникальны в каждом штате, а украшения и орнаментация придают характерный имидж региону. Петушиные мотивы Лакхнау, листья произрастающего в Кашмире дерева чинар, сцены придворной жизни Канчипурама, клетчатая и в полоску ткани Махараштры создают поистине уникальный, колоритный коллаж.
Традиционные индийские ткани имеют вековые традиции. Начиная с Вед, количество упоминаний о ткачестве растет. С возникновением ткачества появились и смежные работы, такие как шитье и вышивание. Мастеровые из каждого региона создавали свои собственные стили.
Ни в какой другой стране мира нет такого избытка творческой энергии в производстве текстиля. Стили ткачества и выбор текстиля зависят от топографии региона и влияний преобладающих культур.
Легендарный индийский текстиль остается неизменным в своей вечности. В давние времена, когда Индия была морской державой, ковры и изделия из шелка и хлопка были экспортным сокровищем и предметами всеобщих толков. Ковры из плюшевого шелка, “заточенные” под могольский дизайнерский вкус, украшали многие аристократические дома. Изысканные хлопковые дурри, прочные пледы и исламские молитвенные коврики килимы Раджастхана изготавливают даже в наше время.
Вероятно, ворсистые ковры были завезены в Индию из Ирана. В могольскую эпоху это искусство процветало в Агре, Дели и Лахоре. В Кашмире ковровая промышленность возникла в 15 веке н.э. Здесь плетение ковров тесно связано с традицией изготовления шалей с дизайнами, основанными на персидских и центрально-азиатских стилях.
Важными центрами ковровой промышленности в Индии являются Шринагар в Кашмире, Джайпур в Раджастхане, Амритсар в Пенджабе, Мирзапур и Агра в Уттар Прадеше и Варангал и Эллуру в Андхра Прадеше. В Амритсаре ковровая промышленность появилась только в начале 19 века. Здесь развита традиция ткачества высококачественных ковров с геометрическими рисунками моури. Джайпур, Мирзапур и Бхадои производят качественные ковры, в которых на квадратный дюйм (1 дюйм = 2,5 см) приходится от 80 до 120 узлов. В Андхра Прадеше ковры с геометрическими рисунками с 50-60 узлов на квадратный дюйм производятся, в основном, на экспорт.
В индийских домах используются разнообразные половые настилы. Дурри это вытканная из хлопка толстая ткань, предназначенная для настила на пол. Она используется в большинстве индийских деревень. Гладко плетеные коврики можно обнаружить в Индии повсюду. В некоторых районах производятся только хлопковые дурри, однако в Джодхпуре, расположенном в штате Раджастхан, они также изготавливаются из шерсти и шелка. Геометрические рисунки выполняются в гобеленовой технике. Это медленный процесс, в котором используются разные катушки для каждого цвета.
В штатах Пенджаб и Харьяна женщины племени джат ткут дурри для своих личных целей. Джайсалмер и Бармер в Раджастхане производят шерстяные дурри. Уттар Прадеш является важным коммерческим центром ткачества дурри. Другими центрами ткачества являются Навалгунд в Карнатаке и Салем в Тамилнаде. Дурри Навалгунда также известны как джамкхан. Ярко расцвеченные желтым, светло-коричневым, зеленым и черным цветами, они содержат стилизованные изображения попугаев и петухов. Салемские дурри из шелка и хлопка изготавливаются из ярких ниток с изображением лотоса в центре и нежными цветочными орнаментами на кайме. Варангал, расположенный недалеко от Хайдерабада, известен своими бандха или икат дурри. Кашмир славится намда, габба и ковриками хук. Намда выделывают из свалянной шерсти и хлопка, украшая их вышивками из шерсти, выполненными цепочкой. Коврик хук изготавливается с помощью крючка ахри, используется толстая джутовая ткань, которая затем полностью украшается вышивкой, скрывающей материал основы. Габба это подобие аппликации, которая создается на изношенных шерстяных одеялах.
Понравилась статья? Расскажи о ней на: