Танцы Чукчей       .: Чукчи     Песни и танцы :.

Суровые условия существования оставляли немного времени для отдыха и веселья, и все же праздники и развлечения, которые чукчи устраивали внутри жилища, играли в их жизни большую роль. В свободное время развлекались, слушая сказки, рассказы и песни, сопровождаемые звуками бубна. У чукчей, как и у эскимосов, бубен и сейчас не только обрядово-ритуальная принадлежность, но и просто музыкальный инструмент. В каждой чукотской семье были свои напевы и танцы, передававшиеся из поколения в поколение.

Древность традиционных танцев чукчей не вызывает сомнения. Литературные и этнографические источники сохранили свидетельства о бытовании танцев после XVII в., но археологические находки последних двух десятилетий дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей еще в I тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют петроглифы, обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н.Н. Диковым.

Традиционную хореографию чукчей можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные).

Все они, в свою очередь, делятся на танцевальное искусство оленных и береговых чукчей. Танцевальное искусство оленных чукчей, живущих в настоящее время на Чукотке и других территориях, по сути, едино. Все танцы связаны с их основным занятием — оленеводством, так как благосостояние оленных чукчей целиком зависело от оленя.

Обрядово-ритуальные танцы в настоящее время почти не исполняются в быту и описаны по воспоминаниям и показу пожилых чукчей. Танцы оленных чукчей исполнялись в праздники, которыми они отмечали возвращение стада после летовки (нэнриръун — праздник осеннего забоя оленей) и осенний забой оленей, во время «Праздника рогов», обрядовых церемоний по случаю удачной охоты на волка, а также окончания сезона охоты на морского зверя — «Проводов нерпичьих голов». Своими танцами и песнями чукчи-оленеводы стремились повлиять на духов, от которых, по их убеждению, зависели благосостояние и благополучие оленных стад.

Дошедшие до нас обрядовые танцы оленных чукчей весьма архаичны, о чем свидетельствуют приемы их исполнения — стоя на месте или двигаясь по незамкнутому кругу по ходу солнца. Женщины участвовали в них чаще, чем мужчины. Танцы сопровождали ударами в бубен и пением, а также шумовым оформлением — хлопками в ладоши, топотом ног, выкриками и игрой на шумовых инструментах. По поверьям, шум должен был напугать злых духов, отогнать их.Начинали танец дети, держа в руках бубен — голос очага. Они медленно двигались по кругу по ходу солнца, затем, повернувшись, кланялись очагу. Дальше в танец вступали взрослые, взяв у детей бубны. Они танцевали также, а затем исполняли небольшие пружинистые приседания на двух ногах, наклоняя корпус вперед и назад. После этого левую ногу приставляли к правой и дважды пружинисто приседали. Затем танцующие поворачивали корпус в сторону очага, как бы кланяясь ему.
Во второй части танца исполнители двигались небольшими прыжками. Чуть присев на обеих ногах, танцующие совершали небольшой прыжок вперед по кругу, затем приседали на обеих ногах и, поднимаясь, повторяли те же движения. Сделав три-четыре прыжка, они останавливались, кланялись и выходили из круга, а их место занимали другие.

На следующий день праздника — «Дымный день», совершалась церемония изгнания духов, которая сопровождалась плясками. В обрядово-ритуальном танце «Изгнание злых духов» участвовало много женщин, и каждая импровизировала по-своему. В помещение набивалось много народу, и от дыма очага присутствующие плохо видели друг друга. Учащенные удары бубнов, темпераментные песни, выкрики... В разгар праздника в танцы вступали шаманы. Движения их были резкими, порывистыми. Считалось, что в шаманов вселяются духи и они пытаются подражать их движениям и крикам.

В недалеком прошлом оленные чукчи исполняли обрядовые танцы на праздниках по случаю добытого в сезоне дикого оленя и убитого волка. На празднике, посвященном убитому волку, по свидетельству В.Г. Богораза, «хозяин дома, одетый в волчью шкуру, исполняет благодарственный обряд с пением, пляской и битьем в бубен... Время от времени он воет, подражая волку, это значит, что дух волка вошел в его тело». Обычно на этом празднике пели и били в бубен мужчины, женщины только танцевали — каждая в своей манере. Танцующие стояли по обе стороны очага. Они, чуть приседая и поднимаясь, вибрировали всем корпусом. Пляску женщины сопровождали гортанным пением — «веселили дух волка». Пели и танцевали до тех пор, пока не уставали.

Записано несколько вариантов танца «Нерпа», исполнявшегося в обряде «Опускание нерпичьих голов», посвященного проводам убитых нерп. Для этого танца характерны подвижность плеч, энергичные движения бедрами из стороны в сторону, различные движения корпуса, которые выполняются плавно и гибко. Женщины, то приседая, то поднимаясь, руками держались за ворот своей меховой одежды — керкера. Они имитировали ныряние и появление нерпы, выбрасывающей фонтан воды.

Обрядово-ритуальные танцы береговых чукчей сопровождали главные годовые праздники: праздник кита и кереткуна (духа покровителя морских животных); весенний праздник байдар, праздник моржовых голов в середине лета.

«Праздник кита» начинался с сидячих танцев, которые повторяли дважды: один раз в медленном темпе, другой — в более быстром. Исполняли их утром и в полдень во все дни праздника. Иногда чукчи танцевали в масках. Верхнюю одежду из моржовых кишок и маски, сделанные из моржовой шкуры — утылън, заранее вешали в холодной части яранги. Желающие надевали их перед выступлением, так как танцоры должны были оставаться неузнанными.

Когда праздник приближался к концу, недалеко от того места, куда подтягивали кита, разжигали небольшой костер. Огонь добывали трением лучка об огневую доску. В костер бросали мясо, чтобы «накормить души предков», и специально сделанные маленькие торбаза и кухлянки со словами: «Это вам». Далее назывались поочередно имена покойных родственников. В заключение праздника высоко на помосте устанавливали байдару. Все участники во главе с распорядителем (в руках которого был бубен) обходили вокруг костра. Не дожидаясь, когда костер погаснет, все расходились по домам. На этом торжество, длившееся около месяца, кончалось.

Праздник кита береговых чукчей очень близок аналогичному празднику азиатских эскимосов и алеутов. Но в отличие от последних у чукчей танцы не связаны единой сюжетной линией и пластика их движений менее развита. Напомним, что азиатские эскимоски на этом празднике в своих сидячих танцах последовательно изображали процесс морской охоты. Береговые чукчи показывали такие сцены примитивно. Более разработанной у них была передача различных трудовых процессов (сбор кореньев, приготовление рыбных лепешек).

Обрядовые танцы сопровождали и благодарственный праздник «Кереткун», считавшийся у береговых чукчей не менее значительным, чем праздник кита.

По имеющимся фрагментарным сведениям, танцы исполняли в холодной части жилища вокруг очага во все дни праздника. Начинал их хозяин, затем вступала его жена, потом к ним присоединялись все присутствующие. На участниках была верхняя глухая одежда из моржовых кишок — камлейка. Хозяин и хозяйка надевали специальные обрядовые головные уборы.

Вот как описывает «Кереткун» В.Г. Богораз: «Первый день праздника считается принадлежащим хозяевам шатра. Они бьют в бубен, поют песни и исполняют обрядовую пляску, подобную пляске оленных чукчей. Мужчины бьют в бубны, стоя на обычном месте с наружной стороны очага, лицом к внутреннему пологу. Женщины во время пляски становятся с внутренней стороны очага, лицом к входу. Все участвующие в пляске поют каждый свою песню...

Второй день праздника принадлежит гостям, особенно шаманам, которые показывают свое искусство игры на бубне и пения.
Третий день — женский: пляски и упражнения на бубне проводятся женщинами. Женщины, бьющие в бубен, становятся на том месте, где обычно стоят мужчины, — лицом к внутреннему пологу, а женщины пляшущие — на обычном женском месте лицом к входу».
Сравнение обрядовых танцев оленных и береговых чукчей показывает, что в основе тех и других лежало стремление задобрить духов. Благополучие первых зависело главным образом от состояния их стада, а вторых — от охоты на морского зверя, отсюда и различия в элементах обрядов, в том числе и танцах, суть которых одинакова.

Обряды и танцы береговых чукчей во многом сходны с бытовавшими у их соседей — давних охотников на морского зверя азиатских эскимосов и алеутов. Особенно ярко эскимосское влияние прослеживается в обрядовых танцах береговых чукчей. Осев на побережье, чукчи заимствовали от своих соседей-эскимосов не только их промысел, но и праздники, и обряды. Тем не менее в танцах береговых чукчей отмечаются и присущие только им особенности: движения более плавные, округлые, менее темпераментные, чем у эскимосов, пластика мягче. Береговые чукчи, перейдя к оседлой жизни на побережье и занявшись морским промыслом, со временем утратили свои исконные праздники и обрядовые танцы, связанные с их прежним занятием — оленеводством.

Игровые, импровизационные, имитационно-подражательные танцы и танцы-инсценировки (пантомимы) оленных и береговых чукчей в отличие от обрядовых танцев, в настоящее время почти полностью исчезнувших из повседневного быта, в наши дни не только сохраняются, но и развиваются.

Среди чукчей-оленеводов были широко распространены имитационно-подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя».

В различных районах Чукотки записано много других танцев, в которых исполнители имитировали те или иные трудовые процессы, создавая танцы-инсценировки. Среди оленных и береговых чукчей бытует танец «Обработка кожи скребком». Исполняли его женщины сольно, парно, группой.
Источник:http://nt.gohome.ru

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.
Выберите социальную сеть: