Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев.
Прежде чем обратиться к истории этого старинного инструмента, хотелось бы уточнить один факт из истории происхождения русской музыки. Распространено мнение, что музыка в России появилась лишь в XIX веке, во времена Глинки. Но это заблуждение.
Загадочный восток стал родиной удивительного танца, получившего название belly dance или танец живота. Историки точно не могут назвать страну, где появился этот танец. Существует несколько версий, например, есть предположение, что это Египет, а может Междуречье, некоторые считают, что истоки танца следует искать в Индии.
Продолжает жить традиция игры на гуслях в Новгороде, Чудове, Вологде, Архангельске, Тихвине.
Йойк (саам. Joik) – традиционное песнопение у саамов (лапландцев), по нашему мнению – одна из древнейших форм музыки в Европе. В прежние времена это было частью тогдашнего религиозного культа, и это, возможно, было причиной тому, что христиане наложили на йойк строгий запрет. Даже сегодня в некоторых областях страны йойк запрещён. Здесь я хотел бы коротко прокомментировать йойк в общем и провести сравнение между йойком и научной теорией знания. Как метафору науки я буду использовать западноевропейское понимание песни.
В индийском классическом танце 9-ть основных настроений «Навараса», такие как:
Нага
У каждого племени нагов своя отличительная манера исполнения этого танца. Наги населяют штаты Манипур, Трипуру, Нагаленд, Мизорам, Аруначал Прадеш, Мегхалаю и Ассам. Для этого танца характерны прямой корпус и ноги, не согнутые в коленях. В начале танца присутствует атмосфера строгости, которая затем сменяется энергичным экстатическим настроением. Движения в танцах нагов – одни из самых сложных среди народностей Индии. Танцевальные позиции зависят от социальной организации племени. Например, весь танец ведет один танцор в племенах, где правит вождь, в то время как групповые танцы характерны для тех племен, в которых управляющая роль принадлежит совету.
Думхал
Этот танец, исполняемый мужчинами, распространен в кашмирском племени Ваттал. Костюмы танцоров представляют собой длинные цветные балахоны и высокие конусообразные шляпы, украшенные бисером и морскими ракушками. Вначале танцоры появляются несущими знамя в церемониальной процессии. В определенный момент знамя втыкают в землю, и мужчины, собравшись в круг, начинают свой танец. Музыкальный аккомпанемент состоит из барабанного ритма и пения танцоров.
Мифологически обусловленная ритуальная и обрядовая культура составляет основу эстетических воззрений.
Суровые условия существования оставляли немного времени для отдыха и веселья, и все же праздники и развлечения, которые чукчи устраивали внутри жилища, играли в их жизни большую роль. В свободное время развлекались, слушая сказки, рассказы и песни, сопровождаемые звуками бубна. У чукчей, как и у эскимосов, бубен и сейчас не только обрядово-ритуальная принадлежность, но и просто музыкальный инструмент. В каждой чукотской семье были свои напевы и танцы, передававшиеся из поколения в поколение.
В чем же волшебство индийского танца?