Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/httpd/vhosts/folkler.ru/httpdocs/textpattern/lib/txplib_db.php on line 14 Фольклор: Косметика и благовония йеменских женщин

Косметика и благовония йеменских женщин       .: Арабы     Народный образ :.

Книга немецкой исследовательницы – арабистки Ханне Шёнинг “Косметика и благовония йеменских женщин. Лексикон веществ, принадлежностей и техник”, выпущенная в 2002 г. посвящена теме, очень важной для специалистов по Южной Аравии. Многие путешественники отмечали особенности местной косметики (жёлтые лица, зелёные брови, разрисованный хной ладони), писали о душистом дымке ладана и горечи мирры. Ханне Шёнинг представляет детальное монографическое исследование, первое в своем роде.

В арабской литературе женской красоте и нормам красоты был посвящён особый литературный жанр, в доисламской поэзии тема красоты возлюбленной была основной. В зачине арабской поэмы описание “средств красоты” арабки (здесь имеются в виду одежда, украшения и косметика) занимает значительное место.

Раскраска тела с помощью различных веществ распространена во всем мире и известна с глубокой древности. Как и раньше, здесь сочетаются медицина, магия и чистая эстетика, хотя акцент сегодня переносится на эстетический аспект. Бывает нелегко определить, чем является предмет — украшением или амулетом, и разграничить его двойную функцию; так же сложно понять, употребляется ли косметическое средство просто для красоты, как лечебное средство или, прежде всего, как защита от дурного глаза.

На вопрос о назначении косметических средств обычно отвечают: для красоты, имея в виду зрительную и обонятельную стороны. Это объяснение удивляло ещё европейских путешественников второй половины 19 — первой половины 20 в., наблюдавших безобразную, по их мнению, раскраску тел местных жителей, что ещё раз демонстрирует субъективность и относительность понятия “красота”.

“Никогда я не видел ничего более отвратительного, чем женщины с раскрашенными лицами. Когда они приподнимают покрывало, трудно представить себе, что это люди. Я видел глаза, украшенные изображениями синих и красных рыб, упирающихся головами в переносицу. Верхняя часть лица была жёлтой, нижняя — зелёной, с маленькими чёрными пятнышками, а под ноздрями, напоминающими две красные вишни, тянулись зелёные полосы, вдобавок краски светились. Лоб был разрисован тремя красными линиями, усы выкрашены в красный цвет, жёлтые щёки пересекали зелёные полосы” (Ben T., Mr. and Mrs. Southern Arabia. Reading. London, 1994).

В Хаджрейне Дорин Ингрэмс наблюдала, как женщины без особого повода раскрашивали лица “пастой жёлтого цвета, изготовленной из дерева, именуемого варе, расписывали лоб зелёными и красными линиями, так что, когда они сочли себя очень привлекательными, стали, на мой взгляд, похожи на клоунов... Их голые руки и ноги были вымазаны варсом и покрыты слоем серой грязи, как будто эти женщины только что перенесли какую-то тяжёлую болезнь” (Ingrams D.A. Time in Arabia. London, 1970).

Эстетика и здоровье тоже тесно связаны между собой: сильные, здоровые волосы, например, являются в то же время и красивыми. Строгое подразделение на категории и тем самым разграничение функций косметических средств не могут произвести ни дрогисты, ни потребители. Действительно, многие из веществ играют несколько или даже все роли — например, шафран.

Как же всё-таки используются косметические средства и для кого они приемлемы? В социологических исследованиях женщины часто рассматриваются как однородная категория. Однако в Йемене различие между замужней и незамужней женщиной имеет важное значение. Общее правило таково, что незамужние вообще не пользуются косметикой; в особых случаях допускается лишь некоторая раскраска. Но и замужние не должны пользоваться косметикой, если супруг в отъезде или умер, а также в больших семьях, где женщина, хотя и может появиться перед деверем с открытым лицом, но он не должен видеть ее накрашенной. Краску и ароматы можно использовать только в присутствии собственного мужа и ближайших членов семьи, а также в присутствии других женщин.

После свадьбы прихорашивание с использованием косметики, духов, соответствующей одежды и украшений не только разрешается, но даже считается необходимым, если женщина хочет остаться желанной для мужа. Это является, с одной стороны, частью супружеского долга, выражением любви и уважения к мужу и собственной значимости, а с другой – символизирует статус замужней женщины. Фон Брук рассказывает, как однажды в дамском обществе она показала своей йеменской подруге женщину, недавно вышедшую замуж. Эта женщина училась в Оксфорде и одевалась просто, согласно европейской моде. Йеменская подруга кратко прокомментировала ситуацию: “Муж скоро разведётся с ней”.

ФКосметика и благовония йеменских женщин – Рисунок 2.jpgункция краски и ароматов заключается прежде всего в стимулировании сексуальной активности мужа. Чаще всего сексуальную активность повышают ароматические вещества животного происхождения. Мои информаторы в Таиззе и Сане объясняли мне, что косметический крем и средства для окуривания используются главным образом по четвергам или перед праздниками, т.е. перед выходными днями, когда супруги ложатся спать вместе, либо когда муж возвращается из поездки.

Косметические средства ни в коем случае не предназначаются для того, чтобы обратить на себя внимание незнакомых на улице. Если женщина собирается идти пешком на послеобеденную встречу, она не должна пользоваться духами. Когда у неё накрашены руки, она надевает перчатки. Помимо семейного круга, послеобеденные встречи женщин являются дополнительной возможностью — или даже общественным долгом — использовать и продемонстрировать “средства красоты”. Здесь, во-первых, следует назвать ежедневные визиты к родственникам, подругам и соседкам, которые происходят, главным образом, после обеда до вечерней молитвы. Ещё большее значение в нашем контексте имеют визиты во время религиозных или семейных праздников, таких, как рождение, обрезание, свадьба, возвращение из паломнической поездки. Те и другие визиты часто делают без предупреждения, тем более если отсутствует телефон.

При этом и хозяйке, и посетительницам отводится определённая роль. Наряду с использованием духов, окуривание является, прежде всего, частью ритуала приветствия. “Запахи являются существенной составляющей гостеприимства: считается, что они очень способствуют созданию непринуждённой атмосферы” (Meneley A. Tournaments of Value. Sociability and Hierarchy in Yemeni Town. Toronto, 1996). Соблюдением всех обычаев хозяйка оказывает честь своим гостям.

Точно так же и гостья, используя косметические средства, выказывает своё уважение хозяйке. Раскраска чернилами из желчи является выражением близких отношений между сторонами. Каждую вновь приходящую гостью присутствующие внимательно оглядывают и оценивают. Оценивается как соблюдение общих правил, так и оригинальность женщины, применение ею собственной рецептуры и, конечно, её материальные возможности, которые также при этом демонстрируются. Раскраска тела, употребление духов и средств для окуривания отражают социальный статус женщины. На них обращают внимания не меньше, чем на одежду и украшения, обсуждают их и расспрашивают: “Кто тебя раскрашивал?”, “Где покупала средство для окуривания?”, “Сколько это стоило?” и т.д.
Кади

Кади – Панданус (Pandanus odoriferus)

Косметика и благовония йеменских женщин – Рисунок 3.jpgОписание: Дерево достигает 2—3 метров в высоту, листья с острыми кромками длиной до 1-1,5 м. Растение подобно лилии. Цветы обладают приятным, характерным запахом. Аромат исходит в течение двух суток и сохраняется месяцами. В Йемене кади единственный в своем роде, его масло очень высоко ценится.

Происхождение/Распространение: Цветки мужского растения продаются на дорогах в горах Тйхама. В Вади Тихаме на высоте 200—600 м. Растёт главным образом в Харазе, Вади Сихаме и Вади Бана, а так же в Хагге и Забиде. В Тихаме, прежде всего: в Вади Сурдуте и Вади Сихаме, а также между Байт аль Факихом и Моха, на средней высоте в горах Хараз и у гор юго-западного побережья, между Хаизом и Таиззом, в Лахдже, Вади Бана и для затенения посадок на кофейных плантациях. Также в окрестностях Адена, у горячих источников Мауди. В Омане. Встречается и в Индии, откуда оно и произошло, на островах Индийского океана.

Применение: Цветки кади, обладающие стойким ароматом, вкладывают между одеждой. Мужчины украшают такими цветами причёски или головные уборы, иногда вперемешку с цветами базилика.

Цветы используют в букетике, который члены рода носят на тюрбанах. В 30-е г. в гареме султанов Лахджа цветок кади представляли европейцам как “Цветок любви”. Ночью женщины втыкают его в волосы. Он используется в качестве дезодоранта, для изготовления пряностей, духов и масел. Если срезать соцветие до того, как оно раскроется, и бросить его в масло, то масло примет его запах и станет благовонным.

Цветок кади повышает половую активность. Из него также изготавливают водку, как из изюма.

Пословицы и поговорки: (Красивая (или благоухающая) женщина в поговорках и, главным образом, в песнях часто сравнивается с цветком). Например, “Девушка, как стебелёк кади” или “О цветок кади! Когда я (наконец) тебя увижу (вариант: приду к тебе), я уже давно ищу тебя”.

После прихода невесты в дом жениха женщины и дети поют песню, в которой сравнивают жену/женщину с цветком кади. А в торжественных случаях поют песню, в которой воспеваются женские прелести: “Остерегайся бедер! Он сказал, что бедра — это два листа дерева кади”. Детская считалочка гласит: Ты, ворон, воспари, подкрась глаза своей матери, чтобы она не стала одноглазой, а твоя сестра — невеста в долине между зукайкой и кади. Оба растения растут рядом и поэтому упоминаются вместе.

Рассказывают легенду, услышанную от одного йеменского старика. Однажды старый султан приютил на ночь паломника и его дочь, направляющихся в Мекку. В саду чадра девушки зацепилась за ветку розового куста. Султан увидел её и влюбился. Потом послал за девушкой, на которой захотел жениться, своего сына Кади. Но сын должен был поклясться, что не откроет лица девушки и не возжелает её. Оба тем не менее, влюбились друг в друга. У девушка был дар пением раскрывать цветы в своем саду, чтобы они источали аромат. В конце концов девушка была вынуждена выйти замуж за султана, после чего его сын отравился. Узнав об этом, девушка поспешила к нему. Своим голосом она заставила цветы, которые юноша велел принести себе в память о ней, раскрыться. Они умерли вместе, и султан велел вместе их похоронить. Все присутствующие в знак траура воткнули по цветку в тюрбан, чтобы сопровождать умерших к месту их последнего упокоения. Потом цветки бросили в могилу. Через некоторое время вырос лес из семян цветов, которые назвали кади.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.
Выберите социальную сеть: