Цыгане всего мира неоднородны по своему составу, хотя окружающим сложно понять, как велики различия между ними. Они делятся на целый ряд этнических групп, отличающихся друг от друга диалектами, занятиями и другими локальными этнокультурными характеристиками. Но прежде, чем перейти к рассмотрению этих групп более подробно, хотелось бы объяснить, наконец, что же такое традиционное кочевье у цыган.
К сожалению, никто из российских и зарубежных исследователей не пытался до конца проанализировать это явление, равно, как и подробно зафиксировать существующие у цыган этнические группы.
Мы уже говорили о том, что цыгане – потомки нескольких индийских каст, которые ещё в Индии вели кочевой образ жизни.
В настоящее время в Индии существуют около трёх тысяч каст и полутора тысяч языков. Пять процентов населения постоянно мигрирует – это бродячие ремесленники, маршрут которых не менялся веками. Только плетением корзин в Индии занимается около 260 каст, а ведь есть ещё кузнецы, гончары и так далее. Все эти касты эндогамны. Наверняка ситуация была примерно такой же, когда предки цыган покинули родину. Конечно, структура общества, существовавшая в древней Индии, оказала неизгладимое влияние на цыганскую психологию. Деление мира на ром и гажё (цыган – не цыган) – это рудимент кастовой системы, сохраняющийся из поколения в поколение.
Нельзя представлять себе кочевье цыган как бесцельные хаотичные скитания или романтическую тягу к перемене мест. На самом деле в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. Племена, покинувшие Индию, выбирали новый ареал кочевья – не более того. Часть племён оставалась в данном месте, остальные искали «неосвоенные территории»; процесс этот продолжался постоянно. В каждом конкретном случае ареал кочевья был определённым и сравнительно небольшим – примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам понадобилось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.
Таким образом, конкретная группа цыган на протяжение довольно долгого времени находилась в постоянных этнокультурных контактах с окружающим населением, что вело к целому ряду заимствований. Относительно монолитные поначалу в этническом плане цыгане, делились на более мелкие образования, отличающиеся друг от друга локальными особенностями культуры и быта. Такое изобилие цыганских субэтносов и подтверждает наш тезис о том, что ареал кочевья был ограниченным. Если бы таборы перемещались из одного конца континента в другой, нигде не задерживаясь, и при встречах разных таборов постоянно имели бы место смешанные браки, цыгане до сих пор были бы единым народом.
Несмотря на сложившийся стереотип, в реальности кочевой народ был поразительно консервативен в выборе территории. Это подтверждается историей. Одна из этнических групп цыган – карачи – живёт в Персии, другая – мугат – около 900 лет обитает в Средней Азии. Цыгане, оставшиеся в Византии, до сих пор живут на территории современных Турции, Греции и Болгарии. Они известны под именами: чингeне, фечuра, джамбaза.
Интересно, что цыгане, даже попав в неблагоприятные условия, не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале в Испании и трэвелерс в Англии. Эти группы сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.
В результате, даже профессиональному этнологу почти невозможно досконально разобраться в мозаике из десятков (а то и сотен) субэтносов, разбросанных сейчас по всему миру. Многие исследователи видели неоднородность цыган, но не могли выработать правильные критерии для классификации. Одни, например, делили их по географическому принципу.
Во всех современных официальных документах, касающихся цыган, синти названы особой группой, отдельной от остальных европейских цыган. Уже устоялась формулировка: «рома и синти». Между тем, мы не находим никаких оснований к такому делению. Синти – это тоже рома. В иерархическом соподчинении к общему самоназванию цыган рома они являются таким же вторичным субэтносом, как, например, этнические группы ловари, сэрвы или кале.
К сожалению, и в данной схеме мы видим тот же подход. Более того, в рамках одной схемы смешаны языковой и географический критерии, а самоназвания цыган неправильно истолкованы. Справедливости ради, надо сказать, что в остальном книга Р.Воссена является интересным, серьёзным исследованием, включающим большой фактический материал.
Географический подход явно недостаточен, так как рядом часто проживают этнические группы совершенно разного происхождения. Поясним это на одном характерном примере: русскa ромa и сэрвы живут почти впритык территориально, однако, они представляют разные ветви цыган.
Ещё более спорный путь классификации основан на анализе терминов, которые выработали для цыган окружающие народы. Французский историк Ж-П.Клебер оперирует такими этнонимами, как «богемцы» или «хитанос», фактически игнорируя самоназвания. Если учесть низкий уровень при низком уровне знаний, которые имели о цыганах европейцы, ошибочные выводы при таком подходе просто неминуемы.
Понимая всю сложность задачи, мы, тем не менее, попытались охарактеризовать основные этапы генезиса цыган.
Цыгане кэлдарары делятся на пять региональных групп, которые по-цыгански называются нэции. Названия этих групп соответствуют той стране, в которой они проживали длительное время:
1) унгрикэ ром – кэлдэрары Венгрии
2) грекуря – кэлдэрары Греции
3) доброжяя – румынские кэлдэрары из Добруджи
4) молдовая – молдавские кэлдэрары
5) сербияя – сербские кэлдэрары
По численности нэции различны. Самые крупные из них – унгрикэ ром и молдовая – в свою очередь делятся на так называемые вицы. Вицы бывают двух типов – вица бари и вица цигни. Они находятся в соподчинении друг другу. Вица бари – в переводе означает «большой род» и на практике объединяет несколько сложных семей. По мере роста численности, от вицы бари могут отпочковаться несколько так называемых малых виц, виц цигни. Члены этих виц имеют как бы двойственное самосознание, осознавая свою принадлежность и к малому и к большому роду.
Для наглядности приведем пример. В начале XIX века в Венгрии жил цыган Йоно Кальдарас, многочисленные потомки которого стали называться по имени своего прародителя – йонешти. Это вица бари. По имени одного из сыновей Йоно – Пэтро Кальдараса (1820-1920 г.г.) стала называться вица цигни – петрещи.
По данным Р.С.Деметера, собравшего названия виц молдавских и венгерских цыган, в одной вице бари может быть от 80 до 800 членов. Таким образом, вица бари состоит из потомков одного реально существовавшего прародителя от имени которого происходит название вицы. Теоретически в каждую вицу могут входить все потомки общего прародителя. На практике же вица объединяет лишь тех потомков, которые считают себя членами этой вицы. Иногда основателем такого объединения могла оказаться и женщина. Например, известен род кумбриешти, происходящий от женского имени Кумбрия. Такое бывает в случае, когда у женщины умер муж, а дети были ещё малолетними. Если эта женщина прожила вдовой до глубокой старости, воспитала детей и внуков, то название вицы идёт от её имени. Порой название вицы происходит от предмета, ставшего прозвищем. Например, название крестевецони идёт от цыганского слова крестевецы – огурец.
Члены вицы не обязательно живут совместно. Очень часто бывает, что они никогда не собираются вместе (хотя вообще цыгане чрезвычайно мобильны, охотно едут на свадьбу, на крестины). Вместе с тем, вицы играют значительную роль в поведении цыган и в их взаимоотношениях. Постыдным поведением один человек может создать дурную славу не только своей семье, но и вице в целом. Естественно, и на репутацию индивидуума распространяется репутация всей вицы.
У прочих групп цыган внутреннее деление может обозначаться другими словами: так у русских цыган род называется родо, у немецких – штама, у крымских – чанг, тухумя.
У кишинёвцев, как и у кэлдэраров, есть деление на вицы бари и вицы цигни. Например, к старинным родам относится туркулеште. Сравнительно недавно образовались вицы: милионеште, софронеште, козакеште.
Иногда самоназвание имеет цыганскую лингвистическую основу, как в случае с испанскими кале. Однако, при тщательном рассмотрении, мы видим, что это перевод того слова, которым цыган называло окружающее население. Кале – по-цыгански означает чёрные.
Вторым признаком индентификации являлись географические названия:
русска рома – Россия
польска рома – Польша
лотфитка рома – Латвия
кырымитика рома – Крым
влахуря – Валахия
мачвая – Мачва (Сербия)
кишинёвцы – Кишинёв
румелиа – Румелия (европейская часть Турции)
Заметим ещё один общий признак – в «географических» самоназваниях этнических групп фиксируется именно ареал их формирования.
В свою очередь, указанные выше этнические группы делятся на ряд локальных или региональных групп субэтносов, в основе самоназваний которых лежит, как правило, тоже географический принцип. Но теперь указано место настоящего проживания конкретной группы. Это либо прямое указание на местность (топоним), либо описание местности, например, кишаялэ – живущие в песках (от цыганского кишай – песок), барэ паненгирэ – живущие у моря (от цыганского бари пани – море, буквально – большая вода).
Информация взята с сайтаp:www.zigane.pp.ru
Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.